Блог

Каллиграфический почерк: что первично, а что вторично

Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью. Причем, каллиграфичность может быть и полуосознанной, человеку "приятно и комфортно" писать таким образом, ему нравится красиво и эстетично оформлять свой почерк. ©

Уже давно доказана связь между функциями мозга, психической деятельностью и мелкой моторикой руки. Так какие особенности психологии "каллиграфа" отражает каллиграфический почерк?

Только ли в эстетике и внешнем виде заключается смысл такого рода письма? Как и любой вид почерка, каллиграфический имеет две стороны медали. Нельзя считать его идеалом и образцом для подражания. Идеальная красота снаружи вовсе не означает идеальной красоты внутри. Как правило, люди, стремящиеся выглядеть во всем безупречно (вплоть до красоты почерка и своей подписи) бессознательно стремятся скрыть свои слабости и недостатки, в первую очередь от самих себя.

Внешняя безупречность часто оказывается лишь маской, прикрывающей разного рода комплексы и страхи (а порой и нечестность). Такого рода "показуха" может скрывать много подводных камней.

Но, и нельзя называть такой почерк совсем обезличенным, ограниченным или Маской. Все дело в пропорции каллиграфичности, в сочетании стилизованности формы, жесткости следования написанному шрифту с невидимыми глубинными аспектами почерка: нажимом, движением, особенностями линии, связок, окончаний штриха. И только специалист-графолог может определить грань между "индивидуацией почерка" и стандартной маскировкой.

Будучи хорошо знакомой с принципами каллиграфии, я хочу сосредоточить внимание не столько на внешней "красоте и выписанности формы" каллиграфического почерка (отражающей только внешнюю строну- имидж, Я-образ в глазах окружающих), сколько на принципах здорового, гармоничного распределения глубинных аспектов почерка (в частности , нажима, отражающего психофизиологическую суть), использующихся в каллиграфии.

Здоровый, гармонично-распределяющийся нажим осуществляется следующим образом: линия, идущая вниз, на себя - пишется более сильно, а линия, идущая вверх, от себя - слабее. Такая ритмичность (если она становится автоматичной и получается сама собой) на протяжении всего почерка (вниз - сильнее, вверх -слабее) свидетельствует об отличной психической саморегуляции человека, гармоничном чередовании циклов напряжения и расслабления, возбуждения и торможения. Такой человек умеет на бессознательном уровне освобождаться от накопившегося напряжения, стресса, здорОво функционирует как на физиологическом уровне, так и на психологическом ( в здоровом теле - здоровый дух).

Правильной, глубинной ритмичности письма стоит поучиться у специалистов- каллиграфов. Умение распределять свои усилия в почерке (когда "таким образом" комфортно писать) помогает человеку лучше адаптироваться и в жизни, позволяет правильно распределять свои усилия.

Красота и стилизованность букв каллиграфического почерка - это уже вторично (намного важнее глубинное измерение почерка). Следование какому-то жесткому стилизованному стилю - это как раз то, что мешает человеку быть более гибким и восприимчивым, проявлять свою индивидуальность, шаблонизация угнетает самовыражение. Строгое следование стереотипам не делает человека адаптивным, а как раз наоборот, ограничивает его жизнь жесткими принципами и догмами.

Учителя начальных и средних классов, родители не должны требовать от учеников и детей внешней красивости почерка (да и не у всех это получится даже по-чисто физиологическим причинам). Намного важнее (для физического здоровья, не говоря о психологическом!) научить ребенка гармонично распределять нажим в почерке, способствуя таким образом, закреплению здоровой саморегуляции всего организма, улучшая социальную и личностную адаптацию.
Да и взрослым не помешало бы способствовать оздоровлению своей психики умением правильно распределять усилия на уровне мелкой моторики, воздействуя тем самым, и на внешнюю активность.

Посмотрите на принципы каллиграфии глубже: излишняя внешняя красивость вредна, но здоровая глубина просто необходима любому виду почерка.
Обсудить